Скрыть
Раскрыть

2020. №1

Теоретические и прикладные исследования

8–39

Куренной Виталий Анатольевич – кандидат философских наук, профессор, руководитель школы культурологии факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Адрес: 105066 Москва, ул. Старая Басманная, 21/4, стр. 1. E-mail: vkurennoj@hse.ru

В статье систематически изложены принципы современной либеральной философии образования в форме экспликации смысла основных положений «гумбольдтовской» (европейской) модели свободного образования. Хотя эти положения были сформулированы более двух столетий назад, в русской литературе по педагогике и философии образования они никогда не были изложены в полном и взаимосвязанном виде. В работе выделены десять принципов этой модели, которые определены в соответствии с современным понятийным языком либеральной теории образования: 1) образование на протяжении всей жизни; 2) академическая свобода; 3) значение опыта и практики; 4) критическое мышление и гражданские компетенции; 5) развитие компетенций, а не накапливание знаний; 6) приоритет общего образования перед специальным; 7) «научиться учиться»; 8) принцип самостоятельного деятельного усилия; 9) политическая нейтральность; 10) интерактивность и сократический диалог. Во второй части данной статьи (готовится к публикации) освещены основные источники и важнейшие социально-исторические контексты, определяющие общественную значимость либеральной теории образования от ее появления до наших дней.

40–69

Терентьев Евгений Андреевич – кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Адрес: 101000 Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: eterentev@hse.ru

Рыбаков Николай Валерьевич – аспирант кафедры университетского менеджмента и инноваций в образовании. E-mail: rybakov-nv@phd.unn.ru

Бедный Борис Ильич – доктор физико-математических наук, профессор, директор Института аспирантуры и докторантуры. E-mail: bib@unn.ru

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского.

Адрес: 603950 Нижний Новгород, пр-т Гагарина, 23.

На данных интервью с аспирантами и их научными руководителями, а также опроса аспирантов шести российских университетов рассматриваются мотивы поступления в аспирантуру и обучения в ней и дается оценка их распространенности. Опираясь на теорию самодетерминации в мотивации Э. Деси и Р. Райана, авторы выделяют три основных типа мотивации: внутреннюю мотивацию, внешнюю мотивацию и амотивацию — и описывают их применительно к обучению в аспирантуре. Показано, что, несмотря на падение престижа академического труда в современной России, интерес к исследовательской деятельности, желание заниматься наукой и преподаванием остаются наиболее распространенным мотивом поступления в аспирантуру. Вместе с тем значительная доля аспирантов руководствуется внешними «неакадемическими» мотивами, такими как получение определенных социальных льгот либо намерение построить карьеру вне академической сферы, рассматривая ученую степень в качестве подспорья для своего продвижения.

70–96

Ларина Галина Сергеевна – кандидат наук об образовании, научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании. E-mail: larina.gala@gmail.com

Капуза Анастасия Васильевна – научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании. E-mail: akapuza@hse.ru

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Адрес: 101000 Москва, ул. Мясницкая, 20.

В современном информационном обществе школьное образование должно обеспечивать развитие умения решать незнакомые задачи, быстро ориентироваться в больших объемах информации, принимать решения в ситуации неопределенности. Экспериментально установлено, что такие умения можно сформировать, если чаще использовать на уроках задания, в решение которых вовлечены когнитивные процессы высокого порядка. Однако остается открытым вопрос об эффектах использования таких заданий для усвоения предметных знаний, в частности по математике. На данных лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии», включающего тесты TIMSS и PISA, авторы оценивают представленность в повседневной учебной работе практик преподавания, вовлекающих два типа когнитивных процессов — высокого и низкого порядка, и их связь с характеристиками учителей. Также рассматривается связь между этими практиками и результатами учащихся по математике в конце 9‑го класса. Установлено, что использование и тех и других практик положительно связано с результатами учеников по математике. Однако задания, вовлекающие когнитивные процессы высокого порядка, дают более сильный положительный эффект с точки зрения результатов по математике в 8‑м классе и спустя один учебный год. Эффекты практик преподавания, направленных на развитие когнитивных навыков низкого порядка, спустя год теряют значимость или становятся отрицательными. Показано, что использование рассматриваемых практик не связано с такими характеристиками учителя, как квалификационная категория или полученное образование.

97–125

Губа Катерина Сергеевна – кандидат социологических наук, директор Центра институционального анализа науки и образования. E-mail: kguba@eu.spb.ru

Соколов Михаил Михайлович – кандидат социологических наук, профессор. E-mail: msokolov@eu.spb.ru

Цивинская Анжелика Олеговна – младший научный сотрудник Центра институционального анализа науки и образования. E-mail: atsivinskaya@eu.spb.ru

Европейский университет в Санкт-Петербурге.

Адрес: 191187, Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, 6/1а.

Мониторинг эффективности образовательных организаций, проводимый в РФ с 2012 г., послужил одним из основных инструментов «оптимизации вузовской сети», которая привела к сокращению числа образовательных организаций в России более чем в 1,5 раза. Авторы анализируют показатели, учитываемые мониторингом, с тем чтобы оценить, к каким эффектам привело их использование в этом качестве. По их мнению, в основание мониторинга положено смешение двух разных пониманий эффективности — как способности организации достигать социально значимых целей (результативность) и как способности достигать эффекта с минимальными затратами (оптимальность). Результаты мониторинга используются в соответствии с пониманием эффективности как оптимальности (смена руководства, слияние), хотя статистический анализ показателей показывает, что шансы того или иного университета занять предпочтительную позицию в значительной степени определяются его структурными характеристиками — особенностями региона и группы вузов. Такой способ оценивания фактически привел к дискриминации вузов, которым не повезло обладать желательными «врожденными» свойствами. Эти выводы основаны на результатах применения логистической регрессии, оценивающей шансы вуза оказаться эффективным в 2014 г. по различным показателям, и модели пропорционального риска Кокса, анализирующей вероятность выживания вуза в 2013–2017 гг.

126–158

Кичерова Марина Николаевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии. E-mail: m.n.kicherova@utmn.ru

Зюбан Евгений Викторович
– кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, учета, анализа и аудита. E-mail: e.v.zyuban@utmn.ru

Муслимова Екатерина Олеговна – ассистент кафедры новой истории и мировой политики. E-mail: e.o.muslimova@utmn.ru

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».

Адрес: 625003 Тюмень, ул. Володарского, 6.

Статья раскрывает специфику развития неформального образования в контексте глобальных процессов цифровизации и технологической модернизации общества. Представлен межстрановой анализ вовлеченности населения в неформальное обучение, рассмотрены основные модели признания компетенций, полученных в неформальном обучении (приведены данные по европейским, азиатским странам, США, Австралии). Показано, что социально-правовые аспекты практик признания компетенций существенно различаются и влияют на экономику конкретной страны, на скорость освоения и внедрения новых технологий, на темпы социально-экономического развития. Выделены несколько уровней признания компетенций: международный, национальный, локальный. На международном уровне создаются квалификационные стандарты и механизмы признания неформального образования. Национальный уровень отражается в государственных документах, каждая страна ведет разработку собственных механизмов оценки и признания неформального и спонтанного обучения. Специфика национальных практик признания компетенций проявляется в том, например, что в группе стран проводится сертификация профессиональных компетенций, в некоторых странах признаются навыки, полученные в ходе социокультурной, досуговой и волонтерской деятельности. Локальный уровень отражает интересы участников рынка труда, корпораций, работников и работодателей. Показано значение корпоративных университетов как агентов политики признания неформальных компетенций.

Практика

159–181

Асонова Екатерина Андреевна – кандидат педагогических наук, заведующая Лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов. E-mail: asonovaea@mgpu.ru

Борусяк Любовь Фридриховна – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов. E-mail: borusyaklf@mgpu.ru

Романичева Елена Станиславовна – кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов. E-mail: romanichevaes@mgpu.ru

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».

Адрес: 129226 Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4.

С целью определить структуру литературного образования, т. е. потребности участников образовательных отношений в сфере чтения художественной литературы, а также институции и ресурсы, используемые для их удовлетворения, авторы анализируют термин «литературное образование», раскрывающий исторически сложившийся подход к трактовке данного понятия, а также используют результаты качественных социологических исследований: фокус-групп и глубинных интервью с учителями, библиотекарями, родителями, студентами и старшеклассниками. При всех различиях в трактовке литературного образования между участниками образовательных отношений общим для них является крайне низкая оценка роли школьных уроков литературы и библиотеки, поиск путей удовлетворения потребностей в других формах получения знаний о литературе и читательского опыта.

Устойчивое развитие в учебных программах средних школ
(пер. с англ.)

182–204

Мруз Анна (Anna Mróz) – PhD, научный сотрудник Педагогического университета Кракова. E-mail: anna.mroz@up.krakow.pl

Оцеткевич Ивона (Iwona Ocetkiewicz) – PhD, научный сотрудник Педагогического университета Кракова. E-mail: iwona.ocetkiewicz@up.krakow.pl

Томчик Лукаш (Łukasz Tomczyk) – PhD, PhDr, научный сотрудник Педагогического университета Кракова. E-mail: lukasz.tomczyk@up.krakow.pl

Адрес: Ingardena 4, 30–060 Cracow, Poland.

Валотек-Щчаньска Катажына (Katarzyna Walotek-Ściańska) – PhD, научный сотрудник академии «Игнатианум».

Адрес: Mikołaja Kopernika 26, 31–501 Cracow, Poland. E-mail:katarzynaws@interia.pl

Ротт Дариуш (Dariusz Rott) – PhD, научный сотрудник Силезского университета.

Адрес: Plac Sejmu Śląskiego 1, 40–032 Katowice, Poland. E-mail: darirott@poczta.fm

В соответствии с рекомендациями Европейской комиссии и в рамках инициативы ЮНЕСКО «Десятилетие образования в интересах устойчивого развития» все преподаватели на каждом этапе образования должны включать в свои учебные программы материалы, которые будут поддерживать усилия по обеспечению устойчивого развития. Знания являются основой для приобретения и развития компетенций. С их помощью учащиеся могут формировать собственные компетенции в социальном, экономическом и экологическом аспектах устойчивого развития. В статье представлены результаты исследования внедрения ключевых концепций устойчивого развития в школьные программы. Исследование проводилось с марта по ноябрь 2016 г., в нем приняли участие 337 учителей средних школ и гимназий. Как показал анализ исследования, школьные учителя в Польше не имеют необходимой подготовки для реализации инициативы по включению ключевых концепций устойчивого развития в учебный процесс.

205–229

Косова Екатерина Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики факультета математики и информатики. E-mail: lynx99@inbox.ru

Изетова Милера Юсуфовна – магистрант кафедры прикладной математики факультета математики и информатики. E-mail: milera16@mail.ru

Таврическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.

Адрес: 295007, Республика Крым, г. Симферополь, пр-т Академика Вернадского, 4.

В результате просмотра каталогов пяти ведущих платформ массовых открытых онлайн-курсов (МООК) с русскоязычным контентом обнаружены 56 МООК по математическим дисциплинам бакалавриата. Методом экспертного анализа по 70 признакам получены оценки доступности МООК для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Нарушений в трактовке гиперссылок, качестве звукового воспроизведения, визуализации в графических браузерах, адаптации к мобильным устройствам, контрастности и клавиатурном управлении в ходе анализа не зарегистрировано. В то же время установлено, что ни в одном из исследованных МООК нет возможности осуществлять пользовательскую настройку интерфейса, не реализована функция воспроизведения контента в текстовом браузере; 98% цифровых документов, 82% математического контента и 91% тестов некорректно воспроизводятся программами экранного доступа; 64% курсов не имеют субтитров, 66% — стенограмм, 52% — конспектов к видеоурокам; ни на одном из курсов нет интерпретации видео с помощью языка жестов; во всех МООК аудиоряда недостаточно для адекватного восприятия видеоуроков. Результаты свидетельствуют о низкой доступности русскоязычных МООК по математическим дисциплинам для лиц с ОВЗ, особенно с глубоким нарушением зрения и слепотой. Обнаруженные проблемы в доступе обусловлены технологическими ограничениями МООК-платформ, а также ошибками разработчиков. На основании полученных результатов сделан вывод о необходимости исправить существующие МООК в соответствии с Рекомендациями по доступности веб-контента WCAG 2.1; обеспечить соблюдение этих рекомендаций администраторами платформ, размещающими новые курсы; обучать авторов и разработчиков МООК методам создания доступного учебного контента; привлекать лиц с ОВЗ к бета-тестированию МООК.

230–255

Марголис Аркадий Аронович – кандидат психологических наук, доцент, временно исполняющий обязанности ректора. E-mail: margolisaa@mgppu.ru

Пономарева Виктория Викторовна – начальник отдела информационного обеспечения и компьютеризации Фундаментальной библиотеки. E-mail:ponomarevavv@mgppu.ru

Сорокова Марина Геннадьевна – доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры прикладной математики факультета информационных технологий. E-mail: sorokovamg@mgppu.ru

Московский государственный психолого-педагогический университет.

Адрес: 127051, Москва, ул. Сретенка, 29.

Статья посвящена исследованию предикторов цитируемости российских научных публикаций по психологии в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ). Рассмотрены четыре группы показателей: формальные атрибуты статьи (12 параметров), параметры видимости статьи на интернет-порталах eLibrary (3 параметра) и PsyJournals (2 параметра), определяющие доступность текста статьи для потенциального читателя, и атрибуты авторского способа научного цитирования (3 параметра). Особое внимание уделено атрибутам цитирования как качественным характеристикам способа работы автора над научным текстом и выстраивания диалога с другими исследователями. Методами многомерной статистики — факторного и кластерного анализа — статистически подтверждена связь ряда изучаемых параметров с цитируемостьюв РИНЦ. Для каждой из четырех групп методом множественного регрессионного анализа выявлены показатели, наиболее существенные для прогнозирования цитируемости, и проведен сравнительный анализ их предиктивной способности. Показано, что самыми информативными для прогнозирования цитируемости являются параметры видимости (доступности для читателя) статьи, менее важными — атрибуты статьи, а самыми слабыми — атрибуты типа научного цитирования. Метод логистической регрессии позволил найти параметры-предикторы и определить точность предсказания принадлежности статей к группам высоко- и низко-цитируемых: для параметров видимости на PsyJournals и eLibrary она составляет 77,3 и 72,9%, а для атрибутов статьи и атрибутов цитирования — 69,9 и 60,9% соответственно. Если в статье мало диалогических (интертекстуальных) цитирований, она с высокой вероятностью будет низкоцитируемой в РИНЦ, но большое их количество не гарантирует высокой цитируемости. Даны рекомендации авторам по повышению цитируемости их статей. Выборка составила 662 статьи из шести российских научных психологических журналов, индексируемых одновременно в РИНЦ и в базах Web of Science и Scopus.

Статистика и социология образования

256–282

Чередниченко Галина Анатольевна – доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук.

Адрес: 117218 Москва, ул. Кржижановского, 24/35. E-mail: galcher2211@gmail.com

На основании данных, полученных в ходе опроса выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования 2010–2015 гг., проведенного Росстатом РФ в 2016 г., анализируются характеристики первого трудоустройства и положение на рынке труда раздельно для получивших подготовку в вузах, в системе среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена и по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Показано, что участие в трудовой деятельности еще в процессе обучения (наибольшее у первой и наименьшее у третьей из указанных групп) обеспечивает преимущества при трудоустройстве. Большинство выпускников достаточно быстро нашли первую работу, используя главным образом помощь ближайшего окружения, роль тех или иных организаций в поиске работы выпускниками была очень незначительной. Как результат диспропорций между структурой предложения и структурой спроса на рынке труда автор расценивает тот факт, что около трети выпускников системы высшего образования и около 2/5 выпускников учреждений среднего профессионального образования устраивались на работу, не соответствующую полученной специальности. Профессиональная деятельность более трети выпускников системы высшего образования и более 2/5 выпускников, обучавшихся по программам подготовки специалистов среднего звена, не требовала уровня квалификации, отраженного в полученных ими дипломах. Среди трудоустроившихся выпускников, обучавшихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, 63% стали квалифицированными рабочими, служащими-клерками, работниками торговли и сферы обслуживания, т. е. работали в соответствии с уровнем полученной квалификации. Уровень занятости у выпускников вузов существенно превышает средние показатели по стране, у выпускников системы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена и по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих он также выше среднего показателя. Уровень безработицы наименьший у выпускников вузов.

Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе
283–301

Филоненко Виктор Иванович – доктор социологических наук, профессор Института философии и социально-политических наук, директор Центра социально-политических исследований ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет».

Адрес: 344092, Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116. E-mail: vfilonenko@sfedu.ru

Мосиенко Ольга Сергеевна – кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет».

Адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160. E-mail: mosienko.olga@mail.ru

Магранов Алексей Сергеевич – кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социально-политических исследований ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет».

Адрес: 344092, Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116. E-mail: alex_daredevil@mail.ru

На основе данных авторского мониторингового межрегионального социологического исследования «Противоречия и парадоксы социализации студенческой молодежи в условиях транзитивности современного российского общества» (2016 г.) в сопоставлении с результатами подобных изысканий 2006 и 2011 гг. проводится анализ представлений студентов высших учебных заведений о профессиональном выборе. Установлено, что важнейшей профессиональной мотивацией современной студенческой молодежи является ориентация на профессию как на средство саморазвития, и такая мотивация способствует эффективности образовательной деятельности. С другой стороны, студенты плохо представляют себе ситуацию на рынке труда, спрос на специалистов в тех или иных сегментах рынка, что приводит к нарушению баланса в подготовке кадров, избыточности представителей престижных специальностей, нехватке специалистов в других секторах экономики и проблемам с трудоустройством выпускников. Выявлены значительные различия в оценке мотивации профессионального выбора между студентами и преподавателями. Эксперты-преподаватели недооценивают роль интереса студентов к той специальности, которую они получают, и переоценивают роль внешних факторов (влияние родителей, стремление получить высшее образование независимо от конкретной профессии и т. д.). Отличительной чертой современного студенчества в сравнении с учащимися 1990‑х годов является осознание взаимосвязи успехов в будущей профессии с эффективностью образовательной деятельности.

Из истории образования

302–316

Пушкарева Наталья Львовна – доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник, заведующая сектором этногендерных исследований. E-mail: pushkarev@mail.ru

Секенова Ольга Игоревна – аспирант. E-mail: jkzkray@mail.ru

Институт этнологии и антропологии Российской академии наук.

Адрес: 119991 Москва, Ленинский пр‑т, 32a.

В статье рассмотрен феномен женского «вторжения» в научно-преподавательскую сферу и особенности социально-правового статуса первых российских женщин-историков, ставших преподавательницами вуза во второй половине XIX — начале ХХ в. Изучение их стратегий самореализации позволило воссоздать те социальные механизмы, которыми пользовались женщины в своем стремлении достичь статуса квалифицированного научного работника и преподавателя в высшем учебном заведении. Анализируя нормативно-правовые акты, регулировавшие положение вузовских преподавателей в Российской империи, протоколы заседаний преподавательского состава Высших женских курсов в столице, неопубликованные мемуарные источники, авторы реконструируют истоки и механизмы преодоления гендерных стереотипов, небыстрый путь к допуску женщин-историков к преподаванию и освоению ими азов преподавательского мастерства, своеобразие женского стиля профессиональной деятельности на Высших женских курсах, правовые и социальные нормы, которые им пришлось изменить для обеспечения равного с коллегами-мужчинами преподавательского статуса. В статье впервые проводится анализ правоприменительной практики по трудоустройству преподавательниц историко-филологического отделения Высших (Бестужевских) женских курсов. Впервые представлены и экономические аспекты преподавательской деятельности женщин, формы их взаимодействия с руководством курсов и другими преподавателями историко-филологического отделения в целом.

Новости

16 сентября 2022

Важно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт


30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»